Паспорт программы
1.Наименование программы |
Программа МБОУ «Бахсытская СОШ им.Д.Г.Барашкова» «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
2. Нормативная база |
1) Конституция Российской Федерации 2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» 3) Федеральный Закон РФ «Об образовании» 4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» |
3. Цель |
Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе. |
4. Задачи |
Основными задачами постановки на внутришкольный учет лиц, нуждающихся в оказании психолого – педагогической помощи являются: - предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении, - оказание психолого – педагогической помощи лицам, находящимся в состоянии депрессии, - выявление и пресечение случаев нарушения прав несовершеннолетних, фактов жестокого обращения с несовершеннолетними. |
5. Категории лиц, подлежащие постановке на внутришкольный учет лиц, нуждающихся в оказании психолого – педагогической помощи |
- учащиеся, совершившие преступление, - учащиеся, совершившие правонарушение, - учащиеся, освобожденные из мест лишения свободы, - учащиеся совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, - учащиеся, совершившие преступление до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, - учащиеся из неблагополучных семей, неблагополучной признается семья, родители в которых распивают спиртные напитки, нигде не работают (ничем не занимаются), бродяжничают, не исполняют обязанности по воспитанию детей, отрицательно влияют на несовершеннолетних, жестоко обращаются с несовершеннолетними. - учащиеся из многодетных семей (5 и более), - учащиеся из семей, родители которых разведены, - учащиеся, проживающие с опекунами, - учащиеся, проживающие с отчимами и мачехами, - учащиеся, часто пропускающие школьные занятия, - учащиеся, потерявшие близких родственников, - учащиеся, имеющие семейную историю суицида, - учащиеся, самовольно уходившие из дома, - учащиеся, попавшие в кризисную ситуацию,( при смерти друзей, подруг, при разводе родителей, при совершении в отношении них преступлений, правонарушений, при нарушении иных прав несовершеннолетних, в иных случаях, по усмотрению школьного совета профилактики) - учащиеся, встречающиеся с лицами противоположного пола. |
6. Сроки реализации |
|
7. Ожидаемые результаты |
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит - повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия - улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений - создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними |
8. Разработчик программы |
МБОУ «Бахсытской СОШ им.Д.Г.Барашкова» |
I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.
Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи и т.д.).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
II. Цели и задачи программы.
Для целей настоящей Программы применяются следующие основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, бродяжничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
группа социального риска - любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Данная программа реализована по единому положению о постановке на внутришкольный учет и организации индивидуальной профилактической работы.
Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
Программа направлена на решение следующих задач:
- предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
- социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении,
- оказание психолого – педагогической помощи лицам, находящимся в состоянии депрессии,
- выявление и пресечение случаев нарушения прав несовершеннолетних, фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.
Мероприятия по реализации программы
1. Организационные мероприятия:
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки проведения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Проанализировать информацию о положении детей в МБОУ Бахсытская СОШ им.Д.Г.Барашкова и итоги деятельности участников системы профилактики правонарушений несовершеннолетних |
Сентябрь |
Социально – психологическая служба |
2. |
Провести исследование успешности социальной адаптации выпускников МБОУ Бахсытская СОШ им.Д.Г.Барашкова |
Ежегодно |
Администрация ОУ |
3. |
Провести анализ результативности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних классными руководителями |
Ежегодно к концу учебного года |
Администрация ОУ |
4. |
Проведение ежегодной межведомственной операции «Подросток» |
ежегодно |
КДН, ОВД, ОУ |
5. |
Проведение месячника психологического здоровья учащихся |
Ежегодно 2 раза в год по плану |
Социально – психологическая служба, классные руководители |
6. |
В целях активизации правового просвещения среди учащихся школы - организовать работу Совета профилактики. - проводить школьную викторину правовых знаний среди школьников |
1 раз в четверть |
СПС, классные руководители, учителя предметники |
7. |
Провести акции «День борьбы с вредными привычками», приуроченной к международным дням борьбы со СПИДОМ, борьбы с наркоманией и курением |
ежегодно |
СПС |
8 |
«Школьный Калейдоскоп» по защите прав ребенка, посвященнаю Дню защиты детей и концу учебного года |
Ежегодно в конце учебного года |
ЗДВР, классные руководители |
9. |
Проводить совещания (тематические) по предупреждению безнадзорности и правонарушений |
1 раз в год |
Администрация ОУ |
10. |
В целях разъяснения Законодательства РФ проводить встречи подростков и их родителей в школе с приглашением представителей ОВД, Центра занятости и других участников профилактики. |
Ежегодно |
СПС, классные руководители |
11. |
Провести изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел и КДН, детей из неблагополучных семей.. Обеспечить вовлечение указанной категории несовершеннолетних в занятие кружков, секций, работающих на бесплатной основе в учреждениях образования, культуры |
Ежегодно, в течении учебного года |
Классные руководители, СПС |
12. |
Подготовка представлений –характеристик на заседания КДН и ЗП |
По мере необходимости |
Слепцова В.П. – ЗДВР, Слепцова Е.В. - соцпедагог |
13. |
Создать общественную комиссию по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних |
2014 г. |
Администрация ОУ и администрация МО «Бахсытский наслег» |
14. |
Организовать проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию. |
В течение года |
Администрация ОУ, учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, классные руководители |
15. |
Принимать участие в ежегодных школьных, наслежных, улусных, республиканских мероприятиях «Мы за здоровый образ жизни» |
ежегодно |
Администрация ОУ. |
16. |
Откорректировать совместные планы профилактики и предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма с ГИБДД |
Ежегодно |
Учитель ОБЖ |
17. |
Приобрести учебно – наглядные пособия, раздаточный материал, компьютерные программы, обеспечивающие выполнение практической части образовательных программ безопасности дорожного движения |
В течении года |
Администрация ОУ |
18. |
Проводить школьный конкурс детских рисунков «Внимание, дорога!» |
Ежегодно по плану |
ЗДВР, учитель ИЗО, классные руководители |
19. |
Провести профилактическую операцию «Внимание – дети!» |
ежегодно |
ЗДВР, классные руководители, учителя физической культуры |
20. |
Участие в военно – патриотической игре «Снежный барс» |
ежегодно |
ЗДВР, учителя физической культуры, учителя русского языка и литературы |
2. Организация контроля и мониторинга ситуации, складывающейся в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
|||
1. |
Совершенствование системы мониторинга и анализа работы классных руководителей по выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних . |
Постоянно |
Администрация ОУ: Владимиров В.М., Ноева Т.И., Слепцова В.П. |
2. |
Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. |
Постоянно |
Слепцова В.П. - ЗДВР, классные руководители, Слепцова Е.В. соцпедагог |
3. |
Разработать Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
2014 |
Слепцова В.П. -ЗДВР |
4. |
Проводить рейды по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей; по местам концентрации подростков; с целью выявления безнадзорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, своевременно принимать к ним и их родителям меры воздействия. |
постоянно |
ЗДВР, социальный педагог, соцработник, администрация МО «Бахсытский наслег» |
5. |
Составление социального паспорта школы |
Ежегодно Сентябрь, январь |
соцпедагог, классные руководители |
6. |
-Осуществлять контроль: за своевременным выявлением несовершеннолетних, не посещающих ОУ по неуважительным причинам. Осуществлять комплексные меры, способствующие возвращению несовершеннолетних в школу для получения основного общего образования |
В течение учебных годов По мере выявления |
ЗДВР, классные руководители, соцпедагог, администрация ОУ |
7. |
Проведение совета при директоре с заслушиванием классных руководителей по выполнению ФЗ №120 |
1 раз в год |
Администрация ОУ |
8. |
В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверки условий их жизни, оказывать социально –реабилитационную помощь |
2 раза в год |
Соцпедагог |
9. |
Анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, спортивных клубах и т.п. |
ежегодно |
Слепцова В.П.-ЗДВР, классные руководители |
3. Создание условий для профилактики детской безнадзорности, эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в социально – опасном положении |
|||
1. |
Оказать помощь в трудоустройстве несовершеннолетних в летний период и организации летнего отдыха детей «группы риска». |
Ежегодно в период летних каникул |
Администрация школы, классные руководители, родительский комитет |
2. |
Совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей. Отработать тематику родительских собраний в ОУ с привлечением субъектов профилактики. |
Постоянно |
Администрация ОУ: Владимиров В.М., Ноева Т.И., Слепцова В.П. |
3. |
Организация летнего отдыха детей, оставшихся без попечения родителей, из многодетных семей, из неблагополучных семей, детей «группы риска», состоящие на учете КДН и ЗП, ПДН, ВШУ |
ежегодно |
Слепцова В.П.-ЗДВР, Слепцова Е.В. - соцпедагог, классные руководители |
Ожидаемые результаты:
- предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
- социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении,
- оказание психолого – педагогической помощи лицам, находящимся в состоянии депрессии,
- выявление и пресечение случаев нарушения прав несовершеннолетних, фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.
2016 - 2017 учебный год
2015 - 2016 учебный год